Региональный Чемпионат «Молодые профессионалы»
(WorldSkills Russia) 2018 г.


Отраслевые требования техники безопасности

1. Общие требования охраны труда.

 1.1. К работе в качестве младшей медицинской сестры, допускаются лица, имеющие квалификацию младшей медицинской сестры, прошедшие предварительный медицинский осмотр, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте.

 1.2. Младшая медицинская сестра хосписа, использующая в работе изделия медицинской техники, питающиеся электрическим напряжением должна пройти специальный инструктаж и получить I группу по электробезопасности.

 1.3. Младшая медицинская сестра обязана:
  - соблюдать утвержденные в организации правила внутреннего трудового распорядка;
  - руководствоваться должностной инструкцией и выполнять  требования;
  - выполнять требования основных нормативных документов, технических описаний, инструкций по эксплуатации на установленную в отделении аппаратуру, настоящей инструкции;
  - быть внимательным во время работы, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры;
  - использовать специальную одежду, обувь и при необходимости средства индивидуальной защиты (марлевую повязку, медицинские перчатки, защитные очки и т.д.)
  - уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях;
  - докладывать непосредственному руководителю о каждом случае возникновения аварийной ситуации;
  - выполнять требования по соблюдению режимов труда и отдыха;
  - хранить пищевые продукты, домашнюю одежду и другие предметы, не имеющие отношения к работе, только в специально выделенных местах;
  - соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте;
  - принимать пищу только в специально отведенных для этого помещениях;
  - соблюдать правила личной гигиены.

1.4. В процессе выполнения работы на младшую медицинскую сестру могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
  - физические (порезы при работе со стеклянной посудой, травмы при использовании предметов, оборудования);
  - повышение напряжения в электрической цепи, замыкание, удар электрическим током;
  - химические (воздействия химических веществ, входящих в состав медицинских препаратов, дезинфекционных средств);
  - психофизиологические (нейро-эмоциональное напряжение, нервно-психические перегрузки);
  - опасность возникновения пожара.

1.5. Младшая медицинская сестра отделения хосписа обеспечивается спецодеждой и обувью, а также средствами индивидуальной защиты на срок, соответствие действующим типовым отраслевым нормам.
  -халат (костюм) из хлопчатобумажной ткани на 6 мес.; -шапочка из хлопчатобумажной ткани - 6 мес.;
  -шапочка одноразовая - на одну рабочую смену; -маска марлевая - до износа;
  -маска одноразовая - на 3 часа;
  -перчатки резиновые - до износа;
  -тапочки на 12 мес.
  -резиновые сапоги или галоши диэлектрические — дежурные;
  -фартук непромокаемый - дежурный.
При работе с бактерицидными лампами:
  - защитные очки - дежурные
При приготовлении дез. растворов:
  -респиратор - дежурный

1.6. Запрещается носить во время работы:
  - кольца, цепочки, браслеты и другие металлические вещи;
  - одежду из шелка, нейлона, капрона и других синтетических материалов, сильно электризующихся при движении, что приводит к быстрому накоплению электрических зарядов;

1.7. Запрещается в медицинских организациях курение и употребление алкогольных напитков на работе, а также выход на работу в нетрезвом виде;

1.8. В соответствии с действующим законодательством младшая медицинская сестра несет ответственность за соблюдение требований настоящей инструкции, работник допустивший нарушение инструкции, подвергается внеочередной проверке знаний по охране труда и внеплановому инструктажу;

1.9. Контроль за выполнение требований данной инструкции возлагается на руководителя структурного подразделения и инженера по охране труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Младшая медицинская сестра, работающая в хосписе, должна перед началом работы:
- осмотреть рабочее место, используемое оборудование, инструменты и материалы; убрать лишние предметы; привести в порядок и надеть спецодежду (халат, вторую обувь, колпак) и при необходимости индивидуальные средства защиты;
- проверить рабочее место на соответствие требованиям безопасности;
- убедиться в исправности систем вентиляции, водоснабжения, канализации и электроосвещения. В случае обнаружения неисправностей сообщить руководителю подразделения.

2.2. Перед эксплуатацией оборудования младшая медицинская сестра должна тщательно проверить целостность проводов, идущих от аппарата к больному.

2.3. При обнаружении неисправностей в электропроводке, освещении не пытаться самостоятельно устранить неисправность, а поставить в известность сестру – хозяйку (для вызова специалистов электротехнической службы).

2.4. Младшая медицинская сестра должна лично убедиться в том, что все меры, необходимые для обеспечения безопасности пациента и персонала выполнены.

2.5. Младшая медицинская сестра не должна приступать к работе, если у нее имеются сомнения в обеспечении безопасности при выполнении предстоящей работы.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Во время работы младшая медицинская сестра должна быть вежливой, вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.

3.2. Во время работы младшей медицинской сестре следует быть внимательной, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.

3.3. Младшая медицинская сестра должна знать, что рациональная рабочая поза способствует уменьшению утомляемости, для этого при проведении манипуляций по уходу за пациентом следует соблюдать правила эргономики.

3.4. Во время ходьбы младшей медицинской сестре необходимо постоянно обращать внимание на состояние пола в помещении; во избежание проскальзывания и падения полы должны быть сухими и чистыми.

3.5. Во время манипуляционных действий с кроватью (перемещения, трансформации и т.д.) необходимо соблюдать определенные правила безопасности:
- во время подъема и опускания кровати, лицам не участвующим в данных манипуляциях необходимо отойти на расстояние 0,5 м от нее. Данные и действия по трансформации кровати необходимо производить плавно, без резких движений, во избежание получения травм.
- при регулировке кровати проверить, чтобы пальцы, кисти рук и другие части тела пациента или персонала не попали между подвижными частями кровати.
- при перемещении персоналом пути нет посторонних предметов персонала.
3.6. В случаи возникновений неполадок в функционировании кровати необходимо обратится в инженерно-техническую службу по медицинскому оборудованию.

3.7. Ртутно-содержащие приборы должны храниться в отведенном для этого месте.

3.8. Предметы одноразового пользования: перевязочный материал, перчатки, маски после использования должны подвергаться дезинфекции с последующей утилизацией.

3.9. Необходимо соблюдать меры предосторожности при измерении температуры тела больных с использованием ртутных термометров (градусников).

3.10. При работе с электроприборами нельзя:
- нельзя пользоваться электрическими шнурами с поврежденной изоляцией;
- нельзя закреплять электрические лампы с помощью веревок и ниток, подвешивать светильники непосредственно на электрических проводах;
- не следует оставлять без присмотра включенные в сеть электрические приборы, за исключением приборов (например, холодильников) предназначенных для круглосуточной работы;
- включать и выключать их мокрыми руками, вынимать вилку из розетки за электрический шнур;
- замена лампы, устранение неисправностей и санитарную обработка светильника в включенном состоянии.

3.11. При необходимости подведения кислорода больному строго запрещается открывать кран кислородо-провода маслеными, жирными руками. Если замечена утечка кислорода, необходимо сообщить дежурному слесарю по лечебному газоснабжению.

3.12. При работе с медицинским отсасывателем ОМ – 1 не допускается:
- работать без заземления;
- вынимать кожух во время работы отсасывателя;
- попадание жидкости внутрь отсасывателя и на электропроводку при влажной обработке.

3.13. Пользоваться ртутно–кварцевыми облучателями в палатах разрешается только при отсутствии больных.

3.14. Если при необходимости передвинуть стол, тумбочку и т.п., необходимо убрать с их поверхности предметы, которые могут упасть.

3.15. При переноске любых приборов, медицинского оборудования следует соблюдать установленные нормы перемещения тяжестей вручную.

3.16. Женщинам разрешается поднимать и переносить тяжести вручную: - постоянно в течение рабочей смены – массой не более 7 кг;
- периодически (до 2-х раз в час) при чередовании с другой работой – массой не более 10 кг.

3.17. Младшая медицинская сестра должна знать все потенциальные опасные места в отделении: окна, застекленные двери, лестничные пролеты, распределительные щиты. Распределительные щиты в отделении должны быть постоянно закрытыми.

4.Требования охраны труда в аварийной ситуации.

4.1. При обнаружении пожара или признаков горения (задымления, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо:
- немедленно сообщить о пожаре в пожарную охрану по телефону 01, и руководителю подразделения;
- эвакуировать больных из опасной зоны;
- обесточить помещение в отделении, где возник очаг возгорания;
- принять меры к тушению очага пожара, используя подручные средства пожаротушения, например огнетушители углекислотные типа ОУ–2;
- оказать помощь пострадавшим.

4.2. При поражении человека электрическим током необходимо:
- освободить пострадавшего от действия электрического тока, отключив ту часть установки или оборудования, которой касается пострадавший, а в случае невозможности отключения напряжения, необходимо использовать для этих целей подручные средства (в случае с электрическими проводами необходимо использовать палку или сухое полотенце), а также можно оттащить пострадавшего за сухие участки одежды;
- оказать первую медицинскую помощь.

4.3.При прочих аварийных ситуациях (коротком замыкании, обрыве цепи, поломке коммуникационных систем водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции) прекратить работу и вызвать соответствующие аварийно -ремонтные службы.

4.4. Во всех случаях возникновения аварийных ситуаций персонал должен ставить в известность заведующего отделением или дежурного врача.

5. Требование охраны труда по окончании работы

5.1. По окончании работы младшая медицинская сестра должна:
- привести в порядок свое рабочее место;
- подвергнуть очистке, стерилизации или дезинфекции инструментарий (шприцы, иглы, системы и т.д.), детали и узлы приборов и аппаратов;
- аппараты привести в исходное положение, оговоренное инструкцией по эксплуатации;
- проверить отключение электросети, вентиляции;
- снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и поместить в места их хранения.

5.2. Обо всех недостатках и неисправностях, обнаруженных во время работы, медицинская сестра должна сделать соответствующие записи в журнале обслуживания и сообщить руководителю отделения.

5.3. Заведующий отделением должен проверить правильность ведения учетной документации.

5.4. По окончании работы необходимо тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом.

Яндекс.Метрика